История возникновения картин-раскрасок по номерам

Рождение идеи.

Начало 1950-х годов можно назвать эпохой послевоенного благоденствия.
У людей стало появляться свободное время и желание реализовывать свои творческие способности. Демократическая концепция о том, что рисовать может каждый, привела к появлению такого вида рисования как живопись по номерам. В наборе находились 2 кисти и около 90 заранее смешанных красок, каждая из которых была помечена определенной цифрой. Краски наносились на соответствующий своему номеру участок холста. В результате такой техники закрашивания, картина представляла собой настоящее художественное полотно, которая восхищала и радовала создателя и зрителей.


Один из поклонников нового метода рисования писал: «Да, я не настоящий художник и ни за что им не смогу стать.  Сколько бы раз я не пытался изобразить на холсте что-нибудь узнаваемое, у меня ничего не выходило. Сейчас я пишу пятую картину, которая приводит меня в восторг, и не собираюсь останавливаться на этом. Почему мне никто не показал это раньше?". Новаторская техника живописи помогает множеству людей прикоснуться своими руками к волшебному миру творчества. А ведь до этого они даже не держали кисть.
Критики, конечно же, писали, что создание картины с помощью цифр и готовых красок не более чем бессмысленное копирование.

Создателями нового вида искусства были основатель фабрики красок Макс Клейн и художник Ден Роббинс  - ему принадлежит сама идея и начальные зарисовки.
В 1951 начинается производство готовых наборов и уже через 3 года количество реализованной продукции достигает 12,1 миллионов. Невероятный успех! Наиболее востребованными оказались традиционные природные сюжеты, картины с изображением моря, рисунки с различными животными и знаменитая работа великого Леонардо до Винчи «Тайная вечеря». А вот наборы с абстракционными работами кубистов Пикассо и Барака покупатели не поддержали своими симпатиями, и производители вернулись к более реалистичным сюжетам в живописи.

Когда новая манера рисования покорила начинающих художников разных регионов Европы и Канады, то тематика выбираемых работ стала формироваться так же с учетом особенностей и традиций каждой страны. Например, в Англии, самой продаваемой была картина с изображением дома, где родился Шекспир.  А вот невероятно красивые виды Парижа пользовались огромной популярностью вне зависимости от национальности.



Новое хобби.

В то время как скептики заявляли, что «эти художники - мастера только в области тратить время впустую», живопись по номерам продолжала завоевывать популярность: все больше и больше людей увлекались этим хобби. Магазины, продающие наборы, так же помогали поддерживать возникающий интерес, ведь каждый десятый покупатель через некоторое время приходил за другими предметами для рисования с желанием начать творить без схемы и с полной свободой.


На пике своей славы увлечение затронуло практически все социальные слои. Однажды картины, нарисованные по номерам, были выставлены в Белом доме. Помощник президента Эйзенхауэра Томас Стефенс организовал галерею, которая представляла картины, созданными сотрудниками правительства и членами их семей.  Кроме того, Стефенс способствовал распространению наборов живописи по номерам среди работников и посетителей Белого дома. Многие думали, что сам Президент предлагает попробовать новый способ рисования, а находчивый Стефенс не торопился говорить им правду.


Особое место.

К середине 50х годов новый способ рисования по степени вовлеченности населения, стал поистине всенародным.  Критики с сожалением писали, что в американских домах сейчас больше картин, нарисованных по новой технологии, чем классических произведений искусства.  Как бы то ни было, живопись по номерам стала своеобразным связующим звеном между традиционным рукоделием, которое казалось во многом старомодным, и современным, простым и доступным увлечением.

Увлекательное времяпрепровождение имело еще и практическую пользу - помогало украшать интерьер оригинальными элементами, созданными самостоятельно. Благодаря новой возможности, множество людей впервые почувствовало радостное ощущение созидания и вдохновение.  Недоброжелатели говорили, что живопись по номерам отбивает всякий интерес к настоящему рисованию и низводит великое искусство до обыкновенного развлечения.  Но поклонники метода считали ровным счетом наоборот. Ведь осознание великого часто начинается с постижения малого и, казалось бы, незначительного.

Итак, какое же место занимает картина в доме? Будет ли она на виду или скрыта от посторонних только для ваших глаз? Место для размещения художественной работы нужно тщательно продумывать. В наборы вкладывались инструкции, в которых содержались все необходимые секреты и рекомендации для начинающих. Например, размещать сюжеты с водоемом или лесной пейзаж рядом с барометром, различными видами оружия, природными материалами и чучелами животных.  В каждой комнате предлагали найти идеальное место для расположения картины или создать настоящую художественную галерею.  Так же давались советы по компоновке и оформлению работ.

Красиво оформленные полотна занимали почетные места во многих домах и офисах. Продавцы рамок для картин отмечали, что их дело стремительно развивается благодаря созданию техники живописи по номерам. Мастера не скрывали своего изумления от того, что к ним обращаются, например, множество крупных бизнесменов: «Они действительно ощущают себя «Рембрандтами» и уверены, что все их работы заслуживают самого лучшего оформления».


Последняя волна.

Новая техника рисования стала связующим звеном между безудержным полетом фантазии, творческим вдохновением и уверенность в своих силах и результате благодаря четкому алгоритму действий. Истинное же творчество начиналось в тот момент, когда человек, не обращая внимания на схемы, сам смешивал краски, создавал новые очертания, разрабатывал и внедрял новые элементы. Начиная свою работу с того, что нельзя назвать истинным искусством, каждый получал возможность прикоснуться к настоящему творчеству и почувствовать его природу.

Любитель живописи сказал по этому поводу: «Что раньше для меня было дерево? Коричневый ствол и зеленая листва. Теперь я вижу до пятнадцати различных цветовых оттенков и в том и в другом. Это невероятно!". К концу 20 века увлечение живописью по номерам пошло на спад. Люди вновь стали покупать и коллекционировать классические произведения искусства.


Необычные проекты.

В 1967 году художник Ричард Хисс создал уникальный проект: портрет президента США Линдона Джонсона в форме неоконченного рисунка по номерами. Заказчиком выступил известный в Америке журнал «Эсквайер».  К сожалению, изображение так и не дошло до места своего назначения и не попало на обложку. Но автор и художественный директор издания Сэмюель Энтапит представляли свой рисунок на различных выставках и конкурсах и получили признание среди экспертов. Сейчас все желающие могут полюбоваться на эту картину, которая экспонируется в Лувре.

В 1978 году художник Пол Бриджуотер разработал несколько наборов с картинами в абстрактной манере, которые в процессе работы можно было показывать как объемные инсталляции, а в финальной стадии они становились полноценными художественными полотнами. Инструкция, набор красок и две кисти, которые были изготовлены из волос самого артиста, содержались в прозрачном цилиндре.  Бриджуотер посвятил свое творение основателю данной техники живописи - Дену Роббинсу. Одним из покупателей был не кто иной, как не менее эксцентричный Энди Уорхол.

Алекс Меламид и Виталий Комар, российские эмигранты, предложили различные интересные маркетинговые исследования среди покупателей. Используя данные телефонного опроса, они определили наиболее и наименее популярные сюжеты для рисунков.  Получилось так, что начинающие живописцы симпатизируют водным пейзажам, портретам детей и исторических личностей, а так же изображениям диких животных. А самой популярной цветовой гаммой оказалась синяя, со всеми ее оттенками.  Теперь разработчики картин стараются выбирать сюжеты и цветовой настрой, соответствующие пожеланиям респондентов. А менее всего американцам по душе пришлись всевозможные геометрические и абстрактные композиции.
Нет комментариев
Добавить комментарий